Суббота
18.05.2024
19:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка Кравченко Валентины Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
уроки русского языка [2]

Главная » Файлы » Уроки русского языка » уроки русского языка

Обособленные члены предложения
27.09.2016, 19:58

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

         Данная методическая разработка урока русского языка для 8 класса по УМК под редакцией Л.А. Тростенцовой направлена на реализацию современных требований к организации учебной деятельности школьников.

Порядковый номер урока русского языка в рабочей программе учителя - № 77.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

образовательная:  организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.

Оборудование: мультимедиааппаратура для презентации, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, ребята! Откройте тетради, запишите дату.

Сегодня наш урок я хочу начать с …красоты…

(Просмотр видеоролика КРАСОТА ДУШИ)

ПУСТЬ ЭТА СВЕТЛАЯ МЫСЛЬ СТАНЕТ ДЕВИЗОМ НАШЕГО УРОКА

2. Актуализация знаний в начале урока

 

- Традиционной разминки.

Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий. (Слайд 2)

(1) Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. (2)Так начинает Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. (3)Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво.(4) Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

         (5)Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. (6)В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. (7)Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. (8)Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступают  место хлебам, уходящим в бесконечную даль.

- У вас на партах находятся карточки с распечатанными заданиями, приступим к их выполнению.

Решение учебных задач в парах:

Задания

1

 

4. Записать номера предложений, в которых есть деепричастные обороты.

5). Сделать синтаксический разбор предложения 1 (у доски).

- Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение?

(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).

- Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»? (Слайд 3)

(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

3. Целеполагание 

- Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?

Формулировка темы. Повторение по теме «Обособленные члены предложения». (Слайд 3)

Постановка целей:

1. повторить виды обособленных членов предложений;

2. научиться ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

4. Фронтальный опрос.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения. (Слайд 4)

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).

5. Что такое уточняющие члены предложения?

( Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения).

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение УЗ

- Давайте вспомним, каким алгоритмом мы пользуемся для решения вопроса о выделении обособленных членов предложения? (Слайд 5)

(При решении вопроса о выделении второстепенных членов предложения

запятыми (реже  - тире) следует учесть:

1) к какому слову (какой части речи) они относятся;

2) чем выражен второстепенный член, распространен или нет;

3) положение второстепенного члена относительно определяемого слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);

4) имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки (чаще

всего обстоятельственные, например причины).

6. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

1. Практические задания учащимся

. (Слайд 6)

Запись предложений, поставить знаки препинания. ).(слайд 7)

1. Юный лес, в зеленый дым одетый (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

(А. Толстой)

2. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Н. Некрасов)

3. Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно. (Обособленное распространённое приложение.) (Л. Леонов)

4. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. (обособленное приложение

Вывод  (Слайд 8)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Задание 2: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. (Слайд 8)

Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность. (Слайд 9)

1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм). (Слайд 10)

2. Данко бросился вперёд,  высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты). (Слайд 11)

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно). (Слайд 12)

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев,  Дарья Александровна

собралась ехать.

(Не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на). (Слайд 13)

Вывод (слайд 14)

Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.

Задание  (Слайд 15)

Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Ответ

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья. (Слайд 16)

2. Над лугом, в низине, поднялся туман. (Слайд 17)

3. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении.

(Слайд 18)

Вывод (Слайд 19)

Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.

(Консультант каждой группы выставляет оценки за работу, группа оценивает консультанта).

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

(задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ).

- Теперь попробуйте решить самостоятельно такие тестовые задания:

Задание 1: В каких предложениях не соблюдается требование к построению предложений с деепричастным оборотом? (Слайд 20)

1. Качнув берёзку, с неё посыпались жёлтые листья.

2. Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.

3. Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего.

Вывод. Действие, обозначенное деепричастным оборотом, должно указывать на действие подлежащего.

Задание 2: В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (слайд 21)

Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.

1)1,2    2)1, 3   3)1,2,3,4    4)3,4

Самоконтроль  (Слайд 22)

- Теперь сверьте свои записи с доской.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы!

- Кто допустил одну ошибку?

8. Итоги контроля процесса и результата учебной деятельности

опросы:

1. Вспомним высказывание А.П. Чехова. Прав ли писатель, «Знаки препинания служат нотами при чтении»? (Слайд 23)

(Несомненно! Обособляя, то есть выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст).

2. Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?

(Выделяют и уточняют часть высказывания).

Вернёмся к той мысли с которой начинали…Красота

Просмотр видеоролика

 (Оценка работы учащихся на уроке).

9. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Какая красота Лучше?», используя предложения с обособленными членами. (Слайд 24)

2. Выписать из любого литературного произведения 6 предложений с обособленными членами предложения. (Слайд 25)

-Достигнута ли цель урока? Если нет, то почему, на ваш взгляд?

 

 

 

10. Рефлексия

Беседа. (Слайд 32)

- Поделимся впечатлением о нашем уроке.

Сегодня на уроке:

- мне больше всего понравилось…

- мне было интересно…

- я понял, что…

Своей работой на уроке:

- я доволен, потому что…

- не совсем доволен, потому что

Категория: уроки русского языка | Добавил: walentina11
Просмотров: 1353 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz